Пятница, 13.06.2025, 15:48 | Главная | Регистрация | Вход |
Мой сайт |
Меню сайтаПоискНаш опросДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
![]() Мои выступления
Выступление на общешкольном собрании.Тема доклада:"Как научить ребенка общаться?" «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». (Восточная мудрость). Все мы постоянно общаемся – на работе, дома, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Большое количество контактов, в которые вступают ежедневно человек, требует от него выполнения определённых правил и норм поведения, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя при этом своё личное достоинство и достоинство другого человека. Ребёнку, вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть, не нарушить прав собеседника. Естественно, все без исключения родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми и получающими от этого удовлетворение. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им. Способности к общению формируются уже в дошкольном возрасте. Так, дети 5-6 лет уже умеют договариваться о правилах игр со сверстниками. Они также пытаются подчинить свои действия общественным нормам поведения. Чем раньше мы обратим на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Конечно, успешность социальных контактов ребёнка зависит и от темперамента, но большинство детей младшего школьного возраста уже имеют устанавливать дружеские контакты со сверстниками. Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими из-за неумения организовать общение, найти совместные интересы, чувствует себя уязвлённым, отвёргнутым. Это может привести к снижению самооценки, появлению таких черт характера, как робость, застенчивость, замкнутость. Или, наоборот, он становится агрессивным, обидчивым, конфликтным. Чтобы этого не случилось, взрослым необходимо помочь ему понять и принять себя, наладить отношения с окружающими. Какие проблемы могут возникать у младшего школьника и подростка в сфере взаимоотношений? Перечислим некоторые наиболее характерные (с такими проблемами чаще обращаются родители к педагогам и психологам): застенчивость; агрессивность; неадекватная самооценка; речевые нарушения у детей; эгоизм, конфликтность; замкнутость; неуравновешенность. Необходимо как можно раньше увидеть, распознать эти проблемы и помочь ребёнку решить их. Наиболее доступным для родителей методом, видимо, можно считать наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Психологи также заметили, что дети имеющие проблемы в межличностном общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, могут грызть ногти, непроизвольно подёргивать головой, плечами или другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих, лезут в драку. Зачастую в игре ребёнок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других, да и для него самого. Например, в процессе игр со сверстниками он может высказывать фразы, которые он слышал от взрослых: »Сгинь с глаз моих», «Это твои проблемы» и т.п. При наблюдениях за процессом общения детей у родителей, воспитателей и педагогов вызывают беспокойство и такие индивидуальные особенности, как медлительность, упрямство, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, враньё. Кроме того, Взрослым бывает непонятно, почему у ребёнка нет друзей, не складываются отношения братом или сестрой, он не ходит гулять, а общению со сверстниками предпочитает телевизор, компьютер, игры в одиночестве. Для того чтобы помочь ему в решении коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся: Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются непоследовательности и противоречивости воспитания. Излишняя требовательность, авторитарность родителей или, наоборот, попустительство, равнодушие – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку. Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность. На особенности общения влияет и темперамент ребёнка. Так, для сангвиников характерна повышенная активность, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, но не отличается постоянством привязанностей. Флегматик отличается низкой активностью, медлительностью, спокойствием. Они трудно сходятся с людьми, скупы в проявлениях чувств. Холерики энергичны, резки в движениях. При возникновении конфликтов вспыльчивы, не способны к самоконтролю, могут проявлять агрессивность, раздражительность. Темперамент меланхолика характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушённостью речи, слабым выражением чувств. Их пугает новая обстановка и незнакомые люди. Также отношения со сверстниками могут не складываться у конфликтного ребёнка. Наверное, с детскими ссорами встречается каждая мама. Но у одних дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, у других же ребёнок более конфликтен, стычки и драки сопровождают его постоянно, он не может найти выход даже из самых простых ситуаций. Отчего это происходит? Б.Спок пишет, что для общения с конфликтными детьми очень важно, насколько родители последовательны в своём желании добиться прекращения ссор. Некоторые из них, пытаясь угомонить ребёнка, не показывают должной уверенности. Одни родители постоянно нервничают, жалуются другим, нередко в присутствии сына или дочери. У других появляется какое-то скрытое смирение перед этой чертой характера ребёнка, они воспринимают его конфликтное общение как неизбежность. В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребёнка является сигналом, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому, занимаясь этой проблемой, будьте готовы изменить в первую очередь своё поведение. А вот ещё возможная проблема, из-за которой не складываются отношения со сверстниками, --ребёнок плохо говорит. Большинство малышей, начиная говорить, не могут произнести некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родителям сложно самим справиться с этой проблемой, необходима помочь специалиста-логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребёнок может и более глубокими речевыми нарушениями, например, заиканием. Бывает, дети говорят слишком быстро, «глотая» звуки, либо слишком медленно. Или говорят «в нос». Всё это приводит к трудностям в общении. Однако с помощью логопеда большинство этих проблем успешно преодолевается. 2 марта 2010 года логопед Центра ПМСС администрации Канашского района Алексеева С.Ю. провела обследование речи 15 воспитанников дошкольной группы МОУ «Сугайкасинская СОШ». Из них у 8 имеются нарушения в звукопроизношении. С ними проведены индивидуальные коррекционные занятия. Важной составляющей общения является знание норм и правил. С хорошими манерами не рождаются. «Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу», -- заметил английский писатель У.Теккерей. Манеры человека определяются нормами, принятыми в той или иной социальной сфере. С влиянием среды на манеры и поведение ребёнка мы сталкиваемся ежедневно. Сравните, например, поведение школьника в общественном транспорте, когда он едет вместе с родителями и когда – со сверстниками. В последнем случае даже скромный и застенчивый ребёнок чаще всего ведёт себя шумно и вызывающе. Очень велико влияние средств массовой информации: достаточно ребёнку увидеть, как герой очередного телесериала кладёт ноги на стол, сморкается, зажав ноздрю пальцем, и он чуть позже или раньше обязательно попробует проделать тоже самое. Некоторые родители, пытаясь уменьшить влияние среды, резко ограничивают круг общения своих детей. Это неправильная позиция. От всего уберечь ребёнка мы не в состоянии. Необходимо не создавать стерильные условия вокруг него, а учить его противостоять отрицательным влияниям окружающей среды. Следует подчеркнуть, что воспитание хороших манер – процесс длительный и трудоёмкий. Главный смысл его заключается в том, чтобы ребёнок не только знал, как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. Итак, чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, успешно устанавливали новые контакты, родителям необходимо знать и понимать проблемы ребёнка, помогать ему их преодолеть. Следует помнить, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважения к другим людям и к себе самому начинается в детстве. |
![]() | ![]() |
Copyright MyCorp © 2025 | Создать бесплатный сайт с uCoz |